Дети и общество

Программа "Дети и общество" направлена на социализацию детей, обучающихся в интернатах, коррекционных школах, а также на оказанием детям с ограничениями здоровья помощи в медицинской и социальной реабилитации.

Проекты в рамках Программы "Дети и общество":

  • Адаптация воспитанников Центров семейного устройства к условиям жизни в семье и обществе.
  • Комплексное сопровождение детей и подростков с ментальными нарушениями, проживающих в Южном Подмосковье.
  • "Дружба без границ" – индивидуальное наставничество для детей в трудной жизненной ситуации.
  • Программа социальной и физической адаптации с элементами канистерапии "Человек собаке друг".
  • Социальная адаптация учащихся и выпускников коррекционных школ и интернатов, Центров семейного устройства в рамках проекта "Смотри на меня как на равного".
  • Поддержка организации летних лагерей для детей с ограничениями здоровья.
  • Программа комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов, инвалидов с детства и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Проект "Адаптация воспитанников Центров семейного устройства к условиям жизни в семье и обществе"

В городе Коломна, расположенном недалеко от Москвы, находится детский дом-интернат для детей с аномалиями умственного развития. Эти ребята – с особенностями развития, сироты и оставшиеся без попечения родителей или те дети, которых родители привозят для занятий с различными специалистами. Кто-то из них еще помнит своих маму и папу, которые их оставили. Кого-то перевели сюда из дома ребенка, а это значит, что от них отказались еще в роддоме. Всего ребят 400 человек (постоянно проживают 271, остальные на пятидневке), 187 из них участвуют в программе по социальной адаптации. 

Большинство детей по состоянию здоровья нуждаются в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также реабилитации с психологом, занятиях по социализации. До 18 лет, если их не принимают в семью, они проживают в интернате. А потом им предстоит самостоятельная взрослая жизнь. Как они будут справляться в этой взрослой жизни – трудный вопрос, ведь им нужно многому научиться. Мы сейчас говорим про те умения, которые научным языком называются «санитарно-гигиенические и хозяйственно-бытовые навыки». Иными словами, это умение мыть посуду, делать покупки, платить за ЖКХ, готовить, гладить, пылесосить и т.д. Нам кажется, что такие элементарные вещи умеют делать все. Но если у ребенка нет опыта семейной жизни,  он не может обучаться на примере родителей самым простым бытовым привычкам и навыкам. Воспитанникам интерната показывают это педагоги на специальных занятиях, больше им неоткуда все это узнавать. 

Наш фонд профинансировал обустройство комнаты социально-бытовых занятий для воспитанников Коломенского ДДИ. Кабинет обустроен по квартирному типу с мебелью и оборудованием. Все, как в обычной среднестатистической квартире. Создано  пространство для обучения детей-инвалидов санитарно-гигиеническим и хозяйственно-бытовым навыкам, для подготовки их к дальнейшей самостоятельной жизни. Здесь ребята учатся делать уборку, пользоваться бытовыми приборами, гладить одежду, соблюдать правила безопасности, мыть полы, чистить окна и т.д. Кроме того, они ходят в магазин, учатся выбирать продукты, платить за себя, а также готовить несложные блюда. 

В процессе обучения большая часть ребят впервые попали в супермаркет и самостоятельно покупали продукты. Без таких занятий дети не могут узнать, что такое – жить в квартире самостоятельно, что-то делать самому, к кому обращаться за помощью, если не получается. 

 

Проект "Комплексное сопровождение детей и подростков с ментальными нарушениями, 

проживающими в Южном Подмосковье"

Семьи, в которых есть дети с тяжелыми диагнозами, такими как аутизм, сталкиваются с проблемой системной профессиональной работы с такими ребятами. Зачастую они находятся в социальной изоляции, общество не настроено на активное взаимодействие с детьми с особенностями. После постановки ребенку неблагоприятного диагноза жизнь семьи и всех ее членов начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Часто это сопровождается частичной или даже полной потерей контактов семьи с привычным социальным окружением.

Для многих выход – это вступить в местную родительскую организацию, объединяющую такие семьи и создающую пространство для обмена опытом, поиска решений, поддержки. Поэтому важнейшей задачей является поддержка семей и возвращение к активному образу жизни родителей детей-инвалидов.

БФ "Абсолют-Помощь" поддержал проект Московской областной общественной организации "ЛЮМОС" по комплексному сопровождению детей и подростков с ментальными нарушениями.

МООО "ЛЮМОС" – родительская организация, цель которой – комплексная поддержка семей, воспитывающих детей и подростков с ментальными нарушениями. Организация объединяет семьи из нескольких городов южного Подмосковья (Серпухов, Пущино, Чехов, Протвино и другие).

Организация также оказывает содействие развитию инклюзивного образования, интеграции и адаптации детей и подростков с инвалидностью в социальном окружении. Именно социальная интеграция как процесс включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в основные сферы жизнедеятельности человека в обществе (труд, быт, досуг), является, пожалуй, наиболее актуальной проблемой почти всех семей, имеющих таких детей. Социальная интеграция также способствует воспитанию толерантности к проблемам инвалидов и общему развитию культуры общения в обществе.

Кроме того, организация "ЛЮМОС" ставит одной из своих задач привлечение различных передовых авторских реабилитационных программ, направленных на комплексную психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов и взаимодействие с различными учреждениями образования и культуры городов Южного Подмосковья.

Проект "Дружба без границ" – индивидуальное наставничество для детей в трудной жизненной ситуации"

Сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нужны близкие люди и друзья. Наш Фонд поддержал проект наставничества "Старшие Братья Старшие Сестры", направленный на поиск, обучение, сопровождение волонтеров, которые хотят и готовы оказывать социальную и личную поддержку воспитанникам, выпускникам Центров семейного устройства, детских домов и интернатов, детям без родителей. 

Как известно, потребность в устойчивых позитивных отношениях с ближайшим окружением является жизненно необходимой и непосредственно связана с нормальным развитием эмоциональной сферы человека. 

Волонтер-наставник воплощает в себе для ребенка образец для подражания, пример исполнения социальной роли в реальном обществе. 

"Старшие братья и сестры" – это те, кто регулярно приезжают к ребенку и общаются с ним, переживают за своего "младшего" и заботятся о нем, передают свой жизненный опыт, служат опорой и поддержкой, помогают в развитии ребенка. Исследования, проводимые по анализу эффективности программы наставничества, показали следующие положительные результаты: у 46% детей повысилась уверенность в себе, 45% детей стали более самостоятельными, 36% детей стали более общительными, у 52% появились более четкие представления о своем будущем, у 44% детей расширился круг социальных контактов, 42% детей стали более ответственно относиться к своим обязанностям, у 33% детей появились новые увлечения, 51% детей стали более организованными.

При отборе волонтеров обращают внимание в первую очередь на личные качества, чем на профессиональные навыки и способности. Обязательными основными требованиями являются: достижение потенциальным волонтером 18-летнего возраста, отсутствие судимости; проживание в том городе (районе), где осуществляется программа. Также наставник должен обладать следующими качествами: желание оказать ребенку внимание и заботу, служить примером для ребенка, желание подружиться и помогать ему в развитии, поддерживать ребенка и  желание построить доверительные отношения с ним.  

Волонтеры-наставники – это ответственные, уравновешенные, открытые и зрелые личности, которые в первую очередь обладают терпением, добротой по отношению к людям, чувством юмора, и которые как минимум в течение одного года готовы дарить свое время своему Младшему брату или сестре.

Человек, желающий стать наставником, должен заполнить заявку, пройти интервью и психологическое тестирование. По результатам тестирования составляется психологический портрет волонтера и проводится анализ, с целью выявления психических отклонений и проблем, которые могут помешать волонтеру позитивно общаться с ребенком. Затем нужно собрать необходимые документы: рекомендательные письма и справки. Будущий наставник обязательно должен пройти подготовительные тренинги. После прохождения подготовительного тренинга, куратор программы подбирает ребенка, наиболее полно подходящего для волонтера-наставника. Создание пар осуществляется на основе схожести психологических характеристик, характеров, увлечений и личных пожеланий. После знакомства и обоюдного согласия волонтер и ребенок объединяются в пару. Следующий шаг – подписание соглашения. Соглашение подписывает ребенок, волонтер, родитель/опекун и куратор программы, оно действует в течение одного года. На протяжении всего периода отношений куратор программы будет оказывать паре любого рода помощь и поддержку.

Проект "Программа социальной и физической адаптации с элементами канистерапии "Человек собаке друг"

Канистерапия – психотерапевтическая методика, набирающая все большую популярность в последнее время. Она способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Специально обученные собаки становятся не только друзьями ребенка, но и настоящими терапевтами. Собак отбирают по тесту на агрессию и послушание. Животные в обязательном порядке проходят базовый курс дрессировки, их также проверяют на эмпатию.

Наш Фонд поддержал проект "Человек собаке друг" на базе Филимонковского ДДИ. Воспитанники этого детского дома – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ребята занимаются несколько раз в неделю и уже привязались к своим четвероногим друзьям, с нетерпением ждут следующего урока. Канистерапия показана для детей-инвалидов, имеющих диагноз умственная отсталость, дефицит внимания и гиперактивность, различные речевые нарушения, синдром Дауна и многие другие.

Занятия с собаками дарят ребятам позитивный эмоциональный настрой, улучшают коммуникативные возможности. При тактильном контакте с животными дети с двигательными нарушениями расслабляются, у них снимаются мышечные зажимы. С собаками легко проводить занятия по развитию мелкой моторики – расчесывать, завязывать бантики, делать хвостики или цеплять прищепки, надевать кольца. В группах реабилитации дети, взаимодействуя с четвероногими помощниками, учатся управлять своими эмоциями, поведением, развивают эмоциональный интеллект.

А если ученики ленятся читать, то нет лучше слушателя, чем пес, внемлющий каждому слову из детской книжки. Через игру с собаками дети с аутизмом, для которых общение с внешним миром, как правило, проблематично, постепенно открываются к взаимодействию. В этом случае канистерапия может стать одним из перспективных направлений психокоррекционной работы с такими ребятами.

Канистерапия – это возможность показать ребятам, что наш мир не враждебный и чужой, а светлый, уютный и принимающий. Это еще один способ окружить детей заботой, теплотой и вниманием. Подобный проект запущен на базе школы-интерната "Абсолют", в нем уже участвуют 16 детей.


Проект "Социальная адаптация учащихся и выпускников коррекционных школ и интернатов, детских домов 

"Смотри на меня как на равного"

В России более 100 детских домов-интернатов для детей с умственной отсталостью. В них живет около 23 000 детей. Несмотря на общественное обсуждение проблем сиротства в России, дома-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями развития по-прежнему остаются вне поля зрения участников дискуссии. Дети отправляются в подобные закрытые учреждения по решению психолого-медико-педагогической комиссии, если специалисты считают, что ребенок никогда не сможет жить самостоятельно. Для самих ребят это означает, что с этого момента вся их жизнь пройдет в изоляции.

Воспитанники психоневрологических интернатов редко получают возможность участвовать в образовательных программах и программах социальной адаптации на том уровне, на котором позволяют их особенности. После совершеннолетия они должны переезжать в интернаты для взрослых, где молодые люди живут с одинокими пожилыми людьми и людьми, страдающими психическими заболеваниями. Единственная доступная им работа – в большинстве случаев не оплачиваемая – также находится на территории взрослых интернатов.

Детский дом-интернат в Бельском Устье – одно из учреждений для детей с нарушениями в развитии и, возможно, первое, где многолетними усилиями НКО, волонтеров и администрации наметились положительные изменения. Сейчас там постоянно живут дети с нарушениями развития в возрасте от 5 до 26 лет. Среди детей есть как люди с нарушениями интеллектуального развития, так и с психическими отклонениями, слепотой и кистозным фиброзом. Но несмотря на достигнутый прогресс, дети, живущие в Бельском Устье, по-прежнему остаются в изоляции и, как и раньше, общаются исключительно с воспитателями и учителями детского дома. У них практически отсутствует контакт с кем-либо из внешнего мира. Центр равных возможностей «Вверх» инициировал проект волонтерских лагерей для воспитанников этого интерната.

Наш фонд поддержал проект зимнего волонтерского лагеря в Детском доме-интернате в Бельском Устье, который прошел в январские каникулы с участием 18 волонтеров и 72 ребят из детских домов и интернатов. Поездки волонтеров дают возможность каждому ребенку в детском доме – независимо от их нарушений – принять участие в развивающих мероприятиях и пообщаться с новыми людьми.

Волонтеры делятся своим жизненным опытом – отличным от повседневной жизни детей в интернате – и приносят новые идеи, которые затем сотрудники детского дома применяют в своей работе. Пребывание в лагере дает каждому ребенку возможность коммуникации с новыми людьми, участия в развивающих занятиях, овладения новыми знаниями и навыками (занятия по конструированию, кулинарии, творческие мастер-классы и другое).

Работа, проделанная за время зимнего лагеря, подкрепляет и поддерживает результат, полученный в течение летнего лагеря, делая занятия волонтеров более продуктивными. Она включает в себя помощь детям в Бельском Устье в преодолении изоляции, улучшение их коммуникативных навыков, качества жизни и углубление знаний общества о системе детских домов в России и положении детей в них.

Проект "Летние лагеря для детей с ограничениями здоровья"


Воспитание ребенка с ограничениями здоровья требует больших материальных затрат и дополнительных ресурсов, поэтому семьи с такими детьми не всегда могут организовать летний отдых на свежем воздухе, в безопасных и подходящих условиях. Наш Фонд совместно с МООУ "Мир для всех" летом 2016 года организовал летний лагерь для семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства в мкр. Салтыковка г.о. Балашиха. В лагере для детей с ограничениями здоровья была организована  семейная смена (созданы условия для совместного пребывания родителей с детьми, совместные поездки и активности), интегративная смена приняла смешанные детские группы. Индивидуальные занятия продолжались на протяжении всех смен без перерывов.

Итоги работы летнего лагеря в цифрах:

  • 80 детей с ограничениями здоровья отдохнули и получили квалифицированную помощь
  • 8 семей  воспользовались услугой социальной передышки для тех родителей, которым было необходимо решить накопившиеся проблемы
  • 16 семей с особыми детьми  смогли улучшить свое материальное положение (получали зарплату за работу в лагере)
  • 21 старшеклассник  пополнил ряды волонтеров

 Еще один успешный опыт БФ "Абсолют-Помощь" по организации летнего лагеря был получен благодаря партнерству с АНО "Наш солнечный мир", который работает с детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра. Этот центр успешно решает вопросы реабилитации, абилитации и социальной адаптации детей, подростков и молодежи с данными нарушениями.

Для детей, которые регулярно должны проходить реабилитацию, летние каникулы могут стать еще и временем интенсивного восстановления. Вот уже два года БФ "Абсолют-Помощь" поддерживает летние интеграционные лагеря для 100 детей с аутизмом - подопечных АНО "Наш солнечный мир". Лагерь проходит ежегодно в санатории "Велегож" Тульской области на протяжении 26 лет. Наш фонд оплачивает питание и проживание для более, чем 30 детей и сопровождающих. Для оптимального распределения нагрузки для каждого ребенка проводится  диагностику его состояния. Программа реабилитации составлена таким образом, чтобы максимально эффективно помочь детям с расстройством аутистического спектра и их семьям. В среднем, в течение дня ребенок посещает 8 занятий продолжительностью по 30-50 минут.

Программа реабилитации состоит из индивидуальных и групповых занятий, которые формируют новые навыки и социализируют ребенка с аутизмом в среде сверстников. Ребята посещают мультстудию, сеансы оздоровительного массажа, занимаются рисованием, лепкой, иппотерапией,  музыкой, развитием речи и даже английским языком. Для тех, кто постарше, работает литературный кружок, театральная и цирковая студии, собственная киностудия, создающая ежедневные выпуски новостей. Вечерами все желающие могут принять участие в театрализованной сказке, а затем посмотреть очередной выпуск новостей, который создают сами.

Родители посещают бесплатные индивидуальные и групповые встречи с психологом, ежевечерние семинары по актуальным темам, например, «Агрессия и нежелательное поведение», «Развитие речи», «Учим самостоятельности» и др. Для многих семей лагерь стал частью жизни и устоявшейся традицией. Ребята постарше с нетерпением ждут летних каникул, чтобы снова отправиться в «Велегож» к своим друзьям, научиться чему-то новому. Для малышей лагерь оказывается непростым испытанием, поскольку насыщенный блок занятий имеет достаточно мощное воздействие. Но именно благодаря своей интенсивности этот курс позволяет дать ощутимый толчок развитию ребенка. Многие родители отмечают значительную динамику развития своих детей именно после летнего реабилитационного курса в лагере.

«Лагерь для нас – ребят, родителей, педагогов, волонтеров и всех, кто был его частью – это особенное место, где царит солнечная атмосфера добра и уюта, где каждый друг друга любит и уважает, где все равны и справедливы, – делятся впечатлениями участники.

Итоги летнего лагеря в цифрах:

  • 106 детей, подростков и молодых людей с аутизмом и другими нарушениями в развитии прошли реабилитацию в лагере
  • Для детей из 29 семей и 28 сопровождающих было оплачено питание и проживание в лагере на сумму 1 000 350 руб.

Проект "Программа комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства 

и семей, воспитывающих детей-инвалидов"

Что значит социальная реабилитация для ребенка, например, с аутизмом или детским церебральным параличом? Очень многое. От нее зависит, сможет ли человек научиться выражать свои мысли, слушать другого, просить и отказывать, обучаться, работать, самостоятельно жить.

Наш Фонд поддержал проект АНО "Радость моя" в подмосковной Ивантеевке по работе с детьми-инвалидами и их родителями. Каждую неделю 120 ребят  с различными диагнозами посещали  специальные творческие, спортивные, развивающие занятия с психологами, логопедами, дефектологами, педагогами. Дети приезжали вместе с родителями из ближайших городов – Пушкино, Королева, Щелково, Фрязино. Все занятия дял них были бесплатными. Каждый участник проекта проходил первичное обследование психофизического развития, по итогам которого для него составляли индивидуальный маршрут реабилитации.

Важно, что в рамках проекта родители также получали помощь – консультации юриста, психолога, услуги социального работника на дому. Все это позволило всем участникам проекта ощутить  поддержку, почувствовать себя частью большой команды, которая готова отстаивать и защищать интересы семей с особыми детьми. Специалисты центра "Радость моя" отмечают, что родители их воспитанников становятся уверенными в себе, знающими свои права, маршрут лечения своего ребенка.

Коля, которому 17 лет, ходит на занятия с логопедом Оксаной три раза в неделю на протяжении года. У него детский церебральный паралич, умственная отсталость, аутизм. Он закончил девятый класс коррекционной школы, но научился произносить лишь отдельные звуки. После занятий мальчик начал читать по слогам, у него появился интерес и радость от процесса обучения. Осенью работа возобновится. Теперь задача для Коли – начать запоминать стихи. Он с радостью ждет начала нового учебного года. Леша, которому 14 лет, несмотря на диагноз ДЦП начал самостоятельно ходить, глядя на своих сверстников из числа других участников проекта. Трое подопечных Центра с расстройством аутического спектра научились говорить, есть нормальную пищу, общаться с ребятами.

Зачастую дети с родителями находились в Центре целый день. Дети не только занимались, но и проводили время вместе: пили чай, играли, гуляли во дворе. Именно это общение даёт колоссальный результат – дети начинают ходить, говорить, получая мотивацию для этого. Ведь дома мама понимает все с полуслова, а новый собеседник – нет. Кроме того, у родителей есть возможность обмена информацией, получения поддержки друг от друга. В рамках проекта проходили занятия в столярных мастерских для детей с умственной отсталостью и аутизмом. Они знакомились с основами ремесла, которое может стать в дальнейшем их профессией. Важно, что в проекте участвовали также инвалиды старше 18 лет. Самому старшему подопечному – 25 лет. Окончив школу, эти "большие дети" нередко "сидят" дома. Приходя в Центр, они получают эмоциональную поддержку, общаются, здесь их понимают, им помогают овладеть профессией, которая на дому позволяет им получать заработок.

Достижения по проекту:

  1. Дети с органическими поражениями ЦНС (40% от общего количества участников)  за 3 месяца прохождения логопедической и психологической помощи научились включать в работу мимику и жесты,  выполнять простую инструкцию.
  2. Дети с РАС (15 %) стали понимать обращенную речь, выполняют простые инструкции, освоили логоритмику. Дети с РАС (10%) активно включаются в учебный процесс, отрабатывают слогов структуру слова по альбому Большаковой, пытаются услышать и выполнить команды, активно пополняют словарный запас.
  3. Дети с РАС со сложными поведенческими нарушениями (10 %) демонстрируют снижение уровня агрессивности и увеличение времени удержания внимания. Начали понимать обращенную речь, выполнять простые инструкции, освоили логоритмику.
  4. Дети с умственной отсталостью (35 %) стараются работать по инструкции, выполнять задания, но из-за сложного состояния части ребят это  не всегда удаётся. В целом контакт установлен, наблюдается увеличение времени удержания внимания, с детьми устанавливаются  коммуникационные связи.
  5. Порядка 40% детей научились делать сортировку (геометрические фигуры, животные, овощи и т.п.).,, показывать цвета, активно пополняют словарный запас и многое другое.
  6. У 30% детей появилась речь. Дети пытаются услышать и выполнить команды. Идет активное пополнение словарного запаса. Хорошо развивается мелкая моторика.
  7. У 20% детей увеличилось время удержания внимания. Появились произносимые гласные. Наблюдается снижение уровня агрессивности и установление коммуникационных связей с разными детками.
  8. Около 10% детей выучили счет в пределах 10. Научились элементарным математическим действиям. Свободно читают слова и понимают прочитанное. Появилась усидчивость. Поведенческие отклонения практически свелись к минимуму. Эти ребята готовы к общеобразовательному школьному процессу!

Для нас важно инициировать поддержку таких социальных проектов, поскольку они позволяют поддерживать детей с ограничениями здоровья и их семьи в непосредственном близости от места их жительства. Проблематично ежедневно преодолевать большие расстояния для того, чтобы отвозить ребенка на занятия. В этом случае на первый план выходят центры, в которых рядом с домом можно получить весь спектр услуг по реабилитации, и где руководство знает всех своих подопечных, их истории и маршруты развития. Помогая таким организациям в различных районах области, наш Фонд осуществляет вклад в поддержку детей с ограничениями здоровья всего Подмосковья.

 


Дети в абсолютном приоритете