Интервью с экспертом Роджером Идейши

Интервью с экспертом Роджером Идейши

Новости

На прошлой неделе в Пушкинском музее прошла лекция-семинар программного директора и профессора Государственного исследовательского Университета Темпл, Филадельфия, США Роджера Идейши. Роджер Идейши - эксперт по инклюзивному образованию. В коротком интервью ученый рассказал нам о понимании инклюзивного образования в США, что помогает в развитии идей инклюзии и как изменить отношение в обществе к людям с особенностями развития. 

Фонд: Что такое инклюзия в вашем понимании?

Роджер Идейши: Люди думают, что инклюзия – это когда все делают одно и то же. Я так не думаю. Инклюзия – это когда у каждого есть возможность делать то, что он может, возможность развиваться, выбирать, что он хочет делать, возможность посещать музеи, работать, исследовать свой потенциал. Самое сложное – такие возможности предоставить каждому человеку с особенностями.

Фонд: Как развивается инклюзивное образование в США?

Роджер Идейши: В США успешному развитию идей инклюзии помогает, прежде всего, прочная законодательная база, и открытость людей, их желание работать над этим вопросом. США - страна эмигрантов. Сначала был тренд на инклюзивность разных рас, сейчас это переходит на людей с особенностями развития, людей с инвалидностью.

 

Фонд: Как закон помогает развитию инклюзии?

Роджер Идейши: В США закон регулирует определенные нормы и стандарты организации публичного пространства для людей с особыми потребностями. Например, прописаны правила предоставления мест для людей на инвалидных колясках, будь то парковка, театр, аэропорт. Для глухих - доступ к переводу на жестовый язык.

Меньше изучены и понятны потребности людей с интеллектуальными нарушениями. Тут сложно задокументировать стандарты, поскольку все ситуации очень индивидуальны. Например, двум людям с аутизмом нужны разные условия проживания, отдыха, обучения. Это то, над чем я работаю. Я пытаюсь собрать всю информацию о людях с особенностями интеллектуального развития, чтобы прописать, как можно им помочь. 

Мы стремимся создать универсальный дизайн общественного пространства. Чтобы каждый день в любой ситуации человек на инвалидном кресле, плохо слышащий, слабо видящий, с аутизмом или любым другим заболеванием мог принять участие во всем, что происходит вокруг, и ему было комфортно. Но для этого нужно решить самый большой вопрос, это то, как мы относимся друг к другу. Важно создать не только универсальную среду, но и атмосферу принятия со стороны общества.


Фонд: Что еще помогает развитию инклюзии помимо законодательной базы?

Роджер Идейши: Я убежден, общество также ответственно за инклюзию, за выстраивание и предоставление равных возможностей для всех. Что мы видим сейчас, люди с особенностями не имеют возможности выбирать. Пока таких возможностей выбора не будет создано, люди с особенностями просто не будут знать о своем потенциале.

 

Фонд: Что самое важное в обучении детей с особенностями развития?

Роджер Идейши: Самый важный фактор в образовании – это включение в социум. Доказано, если ребенка с особенностями обучать отдельно, по мере своих возможностей он будет обучаться, но при этом он будет находиться в изоляции. Но если дети занимаются в группе, они приобретают и отрабатывают важные социальные навыки, умение находиться в обществе. Эти навыки важны для их будущего. Это самый главный фактор в образовательном процессе. 

Другой фактор - ожидания. Предполагается, что в инклюзивном классе или инклюзивной школе все будут делать одно и то же. Ошибочно так думать об инклюзии. Я думаю, цель инклюзии – найти, в чем каждый ребенок хорош, что у него получается лучше всего. Учитель должен раскрыть потенциал и поддержать каждого ученика. Это непростая задача - обучать и одновременно поддерживать детей с разным уровнем. Самое важное, что учителей надо специально этому обучать. В США в инклюзивных классах работают дополнительные учителя и специальные терапевты. Они помогают в учебном процессе и поддерживают учеников.

 

Фонд: Что может помочь изменить в обществе отношение к детям с особенностями?

Роджер Идейши: Образование, причем неформальное. Формальное образование – это то, что происходит в школах. Отправляя ребенка в школу, родители не видят, что происходит в классе, как взаимодействуют дети. У них возникает много вопросов и беспокойства на этот счет. Неформальное образование – это специальные инклюзивные мероприятия в музеях, театрах, лекции, экскурсии, занятия, на которых могут присутствовать разные дети и их родители. При неформальном образовании родители участвуют вместе с детьми, вовлекаются в процесс и видят все сами. Они видят, что каждый вне зависимости от диагноза имеет возможность развиваться, обучаться, находиться в общем пространстве. Именно неформальное образование направлено на то, чтобы изменить общественное мнение к людям с особенностями развития.

 

 

 

 


 



К списку новостей

Дети в абсолютном приоритете