Дискуссия "Что мешает развитию инклюзии в школах?"

Дискуссия "Что мешает развитию инклюзии в школах?"

Новости

4 июня в лектории Музея Москвы наш Фонд совместно с БФ "Нужна помощь" инициировали публичную дискуссию на тему инклюзии в школах. Мы попытались выяснить, что мешает развитию инклюзии в школах: нехватка ресурсов или наши страхи. Учителя, психологи, родители, сотрудники НКО собрались, чтобы обсудить проблемы, с которыми они сталкиваются при попытках сделать инклюзивное образование обычной и повсеместной практикой. Возможно ли вообще такое в нашей стране? 

Спикерами выступили:

  • Мария Прочухаева, директор школы "Абсолют"
  • Анна Тихомирова, психологическая служба "Хорошколы"
  • Софья Розенблюм, руководитель психологической службы гимназии №1540 (Московской технологической школы ОРТ), координатор инклюзивного образования
  • Ольга Лизунова, выпускница программы Учитель для России, руководитель школы для детей сирот-инвалидов при Фонде дети.мск.ру
  • Иван Боганцев, директор Европейской гимназии  

Встречу модерировала Полина Филиппова, исполнительный директор БФ "Абсолют-Помощь". В течение двух часов участники дискуссии пытались разобраться, что же такое инклюзия и насколько она важна в современном образовании. 

Очень часто под "инклюзивным образованием" люди понимают пандус для инвалидной коляски, установленный в школе. Инклюзия — это не пандус и вообще не только "доступная среда", хотя, разумеется, среда должна быть именно такой. Мало того, как говорят люди давно работающие с инклюзией, это не только "про детей с особенностями развития". 

"Инклюзия — это про всю нашу жизнь, про, то, как мы принимаем разных людей или их отталкиваем, а образование — только часть базового подхода". Полина Филиппова, исполнительный директор БФ "Абсолют-Помощь".

"Под инклюзией мы понимаем модель нашего мира, где есть какой-то процент детей, которые рождаются "особыми", такими или иными. По идее, любой детский коллектив должен быть устроен примерно так же". Мария Прочухаева, директор школы "Абсолют".

Участники дискуссии отметили, что основная идея инклюзивных школ - поддержать детей, у которых есть какие-то особые потребности: в силу здоровья, поведения, жизненных обстоятельств, чтобы они развивались, были интегрированы в общество. Но и детям, которых называют "обычными", как говорят специалисты, очень нужен этот общечеловеческий опыт, без него не разовьются важные сегодня навыки, soft skills. 

Психолог Анна Тихомирова поделилась своими личными наблюдениями - все ее трое детей были участниками интегративного лагеря "Турград", который с начала 1990-х организует "Ассоциация молодёжных инвалидных организаций".

"Я знаю, что для всех моих детей этот опыт стал жизнеобразующей, стержневой ценностью, вокруг которой строится все остальное. Я вижу, как они отличаются от одноклассников, чем завоевывают авторитет в любом сообществе — именно способностью принимать разных людей". Анна Тихомирова, психологическая служба "Хорошколы".

Подробнее о дискуссии и выводах участников в материалах журнала EdExpert  и портала Activityedu.ru. Видео запись дискуссии доступна по ссылке



К списку новостей

Дети в абсолютном приоритете