Учиться вместе. Что не так с инклюзивным образованием в России?

Учиться вместе. Что не так с инклюзивным образованием в России?

Новости

Более 25 лет назад в России появилось инклюзивное образование — модель обучения, по которой все дети, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья и особенностями ментального развития, учатся в одной школе. Постепенно коррекционные учреждения стали закрывать, а в Минобразования отчитывались, что количество детей, обучающихся инклюзивно, растет.

Однако, по разным оценкам, полноценное школьное образование по-прежнему недоступно едва ли не половине детей с особыми образовательными потребностями, а принимать их готова лишь одна из пяти российских школ. Вместе с порталом «Такие дела» мы подготовили материал о том, какие преграды мешают особенным детям учиться в школах. Ниже короткие выдержки, всю статью можно почитать здесь.

В инклюзивном образовании не хватает специалистов

Почти половина (46%) родителей детей с инвалидностью столкнулась с трудностями при устройстве ребенка в детсад или школу. Например, журналистка Алина Фаркаш рассказывала, как отдала своего сына Александра в первый класс в школу рядом с домом. У мальчика расстройство аутистического спектра, и поначалу учителей это не волновало. По словам Алины, Саша был очень самостоятельным и не по годам взрослым. Но вскоре начались проблемы: педагоги не были готовы к работе с ребенком с особенностями развития. У Саши была сильная тревожность, но учителя могли прилюдно отчитать его, а особенности поведения объясняли «хамством». Алину каждый день вызывали в школу, и в результате она приняла решение перевести сына на домашнее обучение.

На качественное инклюзивное образование нужны деньги

Деньги — преграда для внедрения инклюзивного образования. Когда власти объявили о внедрении инклюзивных моделей в школах, образовательные учреждения стали переводить на подушевое финансирование, и уже к 2010 году большинство школ получали деньги не по штатному расписанию педагогов, как прежде, а в зависимости от количества учеников. Это стало вызовом для инклюзивных школ.

Инклюзия важна для всех детей — с особенностями и без них

Работающая модель инклюзии, в которую вовлечены дети с разными особенностями, редко возможна только за счет бюджетных средств, подтверждает директор частной школы-интерната «Абсолют» Мария Прочухаева. В школе «Абсолют» учатся 132 ребенка, из них у 86 адаптированные программы обучения. Школа принимает детей с особенностями развития, со множественными нарушениями здоровья, детей из детских домов и обычных детей. Модель в школе действует та же, что в инклюзивных школах «Ковчег» и № 1540: общеобразовательные классы, где учатся нормативные дети и дети с особенностями развития (не больше чем 2-3 ребенка с ОВЗ на класс из 20 человек), малые группы, где дети учатся по адаптированным программам: туда, как правило, попадают дети с умственной отсталостью и другими сложностями. В школе работают педиатр, невролог, психиатр, инструктор ЛФК, есть ABA-класс для детей с расстройством аутистического спектра, альтернативные методики коммуникации для невербальных детей.

«Но во главе угла стоит индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от диагноза и жизненной ситуации», — резюмирует Прочухаева. Директор рассказывает об одной из учениц, которая в 2019 году окончила первый класс. У девочки аутизм. В начале обучения она резко реагировала на изменения, в том числе звуки, звонок с урока, на урок. «Любое изменение приводило ее в состояние возбуждения. Она много плакала, кричала, жаловалась. В течение года с девочкой работали психолог и логопед. Во-первых, ее одноклассники, получив опыт взаимодействия с особенным ребенком, тоже стали гораздо компетентнее в общении, и это знание они начали распространять и друг на друга в том числе. Они в состоянии спросить: “Почему ты плачешь? Ты хочешь пить или скучаешь по маме? Что тебя утешит?” То есть дети стали внимательнее друг к другу», — рассказывает директор школы «Абсолют». Она добавляет, что к концу учебного года девочка стала гораздо спокойнее, научилась объяснять свои эмоции, у нее расширился словарный запас.

При этом подобная модель образования выигрышна для всех: еще ранние исследования 2000-х показали, что обычные дети, которые учатся в инклюзивных классах, успешнее в учебе и коммуникации со сверстниками, меньше тревожатся, им легче устанавливать близкие отношения. Исследователи считают критичным подготовленность и готовность учителя к вызовам, которые могут возникнуть во время работы. Инклюзия требует от преподавателей сотрудничества, выработки новых решений и подходов, а это также меняет процесс обучения в лучшую для всех учеников сторону.

 

Читать всю статью



К списку новостей

Дети в абсолютном приоритете