АУТИЗМ

Что такое аутизм?

Аутизм — постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Другие аспекты, такие как избирательность в еде, тоже часто встречаются при аутизме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивые стереотипные формы поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году. В 1943 году сходные расстройства у детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 000 детей. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. По данным из США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2% школьников, что намного больше по сравнению с 1,2% в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло, начиная с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Если диагноз был поставлен до полутора лет и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то был поставлен диагноз "аутизм". В такой ситуации учеба в условиях обыкновенной школы не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

Что делать, если ребенку поставили диагноз аутизм?

Шаг 1. Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения, в пассивном ожидании встречных откровений от врача. Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка. Так же можно подготовиться к консультации опытного детского психолога.

Шаг 2. Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен. 

Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах. Не бойтесь консультации психиатра! Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача обратите внимание на его регалии и должности, отзывы о нем на форумах и в блогах, узнайте о нем у других врачей, спросите об опыте родителей, которые уже прошли этот путь.

Шаг 3. Оформить необходимую группу инвалидности и вписать в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации): реабилитацию и работу со специалистами – психолог, дефектолог, логопед, образовательный маршрут. 

Ресурсы для родителей 

Куда обратиться

Государственные центры

   ФРЦ является структурным подразделением московского психолого-педагогического университета и создан на базе университетского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, который более 20 лет специализируется на оказании комплексной помощи детям с РАС. Основная цель ФРЦ – развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.

Адрес:  г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 7 
Тел.: +7 (495) 619-21-88, +7 (499) 128-98-83
Электронная почта: autism.mgppu@gmail.com

Современная клиника с новейшим оборудованием и коллективом высококвалифицированных врачей: нейропсихологов, логопедов, ведущая свою историю с 70-х годов прошлого столетия. Уникальное сочетание новых диагностических технологий, методик и опыта делает Центр лидером среди медицинских учреждений, занимающихся нейрореабилитацией всех возрастов. Центр осуществляет комплексное лечение и восстановление после инсультов; черепно-мозговых травм; нейрохирургических операций; нейроинфекций; интоксикаций, а так же нарушений общения и коммуникации, расстройств голоса, сопутствующих нарушений опорно-двигательного аппарата и соматических заболеваний.

Адрес: г.Москва, ул. Николоямская, д. 20, cтр.1
Тел.: +7 (495) 698-04-14, 698-04-15
Электронная почта: cprn@zdrav.mos.ru

 Основное детское специализированное учреждение психиатрического профиля в городе. Его главная задача – оказание высококвалифицированной психиатрической и психоневрологической помощи детям и подросткам. Оказание кризисной помощи, комплексная терапия расстройств пищевого поведения, коррекция расстройств аутистического спектра. В структуре Центра имеются стационар, включающий в себя 11 лечебно-диагностических отделений для детей от 3 до 18 лет, дневной стационар и 4 филиала (бывшие детские психоневрологические санатории).

Адрес: г.Москва, 5-й Донской проезд, д.21а
Тел.:+7 495 633‑97-20, +7 495 952‑53-21
Электронная почта: mail@dpb6.ru

Ведущий научный центр страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Адрес: г.Москва, ул.Погодинская, д.8, к.1
Тел.: +7 (499)245-04-52
Электронная почта: info@ikprao.ru

Один из первых созданных в Москве и России центров по оказанию комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам. В центре используются эффективные программы для детей с аутизмом различной степени выраженности.

Адрес 1: г.Москва, ул.Кашенкин Луг, д.7 
Тел.: +7(495) 219-74-87
Адрес 2: г.Москва, ул. Архитектора Власова, д.19, стр.2
Тел.: +7 (499)128-39-87


Негосударственные центры

 Одна из первых организаций в России (с 1991 г.), занимающаяся реабилитацией детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития. В центре применяется комплексная программа абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в развитии. Более 15 лет в центре обучаются специалисты со всей страны и из других стран. Занятия для взрослых людей с синдромом Аспергера, для родителей детей с РАС бесплатны. В центре регулярно  проходят бесплатные стажировки для специалистов и обучающие семинары.

Адрес: г. Москва, ул. Лескова, 6Б
Тел.: +7(499) 909-86-94
Электронная почта: info@solnechnymir.ru

Создан в 1989 году по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре лечебной педагогики занимаются дети с расстройствами аутистического спектра, эпилепсией, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами.

Адрес: г. Москва, ул. Строителей, д. 17Б
Тел.: +7 (499) 131-06-83, 133-84-47, +7 (495)646-50-66, 930-00-01
Электронная почта: ccpmain@ccp.org.ru

Имеет профессиональный кадровый состав и хорошие условия для проведения иппотерапии, что обеспечивает высокую эффективность реабилитационных занятий для детей с ограничениями здоровья. 

Адрес: г. Москва, Славянский бульвар д.3, кв.7
Тел.: +7(495) 634-08-23, +7 (903)783-00-20
Электронная почта: zhivayanit@yandex.ru

Проект "Пространство общения"

Центр оказывает помощь детям и подросткам с нарушениями развития, в том числе с тяжелыми и множественными. День за днем специалисты расширяют кругозор детей, вовлекают их в повседневные дела, учат общаться, устраивают насыщенные будни, веселые праздники, плодотворный отдых в лагерях. Более 50 детей и семей могут вести полноценную жизнь, а не бороться в одиночестве с социальной изоляцией.

Адрес: г. Москва,Танковый проезд, д.3
Тел.: +7(916)884-59-89

Мастерская для взрослых "Сундук"

Проект направлен на обеспечение стабильной, сопровождаемой общественно полезной трудовой занятости совершеннолетних людей с особенностями развития, которые не вписываются в рыночные трудовые отношения, однако могут заниматься ограниченной трудовой деятельностью в дружном равноправном коллективе.

Адрес: г. Москва, ул. Бажова 7
Тел.: +7 (905) 733-20-88 
Электронная почта: dorogavmir@gmail.com

Создана в 2008 году с целью поддержки семей, имеющих детей, прежде всего младенческого и раннего возраста, а также поддержки детей сирот, оставшихся без  попечения родителей. Была  организована группой специалистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, психотерапевтов, впервые  в России создавших в 1995 году «Зеленую дверцу» - первый  в России Центр ранней социализации по модели Зеленого дома французского педиатра и психоаналитика  Ф. Дольто.

Адрес: г.Москва, ул. Ферганская, д.13, корп.1, под.1 (код 1#1670), 1 этаж
Тел.: +7 916-255- 65-00
Электронная почта: zelenaja_dverca@mail.ru

Оказывает медико-социальную помощь детям с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, задержкой психоречевого развития, алалией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, трудностями обучения и другими проблемами. Многопрофильные специалисты помогают ребенку раскрыть свой потенциал, получить возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания.

Адрес: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 110, корп. 3
Тел.: +7(499) 746-96-18
Электронная почта: ogon0088@yandex.ru

Использует современные методики в области коррекционной педагогики, разработанные как российскими, так и западными специалистами. Работают с такими заболеваниями, как  развитие речи, сенсорного восприятия, когнитивных функций, задержка моторного развития, СДВГ, аутизм.

Адрес 1: г. Москва, Зеленый проспект, д.3А/11
Тел.: +7 (495) 665-85-76, +7 (915) 110-39-03.
Адрес 2: г. Москва, Косыгина ул., д.5, отдельный вход слева от 11 подъезда.
Тел.: +7 (499) 132-26-92, +7 (915) 150-59-13
Электронная почта: info@tomatis-moscow.ru

Оказывает помощь детям с расстройствами аутического спектра (РАС), помощь семьям, сотрудничество со специалистами и государственными органами, содействие научным изысканиям в сфере аутизма, защита прав.

Адрес: г. Москва, ул.Коровий вал, д.3, подъезд 2, стр.5
Тел.: +7 966-157-99-77
Электронная почта: roo.kontakt@yandex.ru

Образовательные учреждения для детей с аутизмом 


Смотрите также 

Список организаций, оказывающих помощь детям с РАС, на карте Москвы


Дети в абсолютном приоритете